
Общие сведения.
Дели — столица Индии и административный центр союзной
территории. Дели занимает территорию около 400 км2. Город образован из трех
административных частей: Муниципальной корпорации Дели, Нью-Дели и военного
форта. В Конституции Индии закреплено официальное название столицы Нью-Дели, но
его не используют ни иностранцы, ни сами индийцы.
Население, язык, вероисповедание.
В этническом отношении население индийской столицы, составляющее, по последним
данным, 13 млн. человек, достаточно однородно — около 95% хинду-станцев,
количество бенгальцев, маратхов, тамилов, пенджабцев и других
незначительно.
В этом городе очень высока плотность населения, которая составляет примерно 9
тыс. человек на 1 км2.Основная часть жителей Дели говорит на языке хинди,
который считается государственным. В том же качестве часто используется
английский язык. Часть населения говорит на пенджаби, урду и др.В религиозном
отношении население Дели делится на приверженцев индуизма (около 70%), ислама
(18%), буддизма (6%), христианства (1,2%), религии сикхов (1,4%), джайнистов
(0,9%) и др.
Природные условия.
Город расположен в северной части Индии, на высоком правом берегу реки Джамна,
притоке Ганга, у подножия холмистой гряды Аравали (на высоте 216 м).
Климат в столице муссонный, влажный. Самая жаркая погода стоит с марта по июнь,
когда столбик термометра редко опускается ниже +31° С. Зимой температура
держится около +15° С. Основное количество осадков в Дели выпадает в сезон
муссонных дождей, с июля по октябрь. Их годовое количество составляет примерно
600 мм.
Как добраться. На самолете Прямыми
рейсами «Аэрофлота» из Москвы (от $600), Air India (от $500 плюс сборы) или
среднеазиатскими компаниями с пересадкой в Ташкенте («Узбекские авиалинии», от
$431), Ашхабаде («Туркменские авиалинии», от $442) или Бишкеке («Киргизские
авиалинии»). Узбекские авиалинии — самые ответственные из дешевых перевозчиков;
другие иногда отменяют рейсы или задерживают пассажиров при пересадке на
сутки.
Транспорт. Пользоваться делийскими
автобусами имеет смысл только на маршруте начальная — конечная остановка. В час
пик они набиты и редко останавливаются, замедляя ход на остановках, чтобы
пассажиры могли выпрыгивать на ходу. Такси легко отличить по
черно-зелено-желтой раскраске, на переднем сиденье можно официально сидеть
втроем. Иногда водители ездят по счетчику, но в конце поездки могут достать
сложно разграфленную бумагу, по которой высчитываются ночные, вечерние и прочие
тарифы; лучше оговаривать цену заранее. В жаркий сезон такси с кондиционером —
единственное комфортабельное средство передвижения. Авторикши («скутеры» или
«ауто») в уличном потоке маневреннее такси и примерно вдвое дешевле. Поездка на
рикше днем в час пик запоминается надолго. Ночью в кузове авторикши может быть
прохладно: брезентовый верх и одна занавесочка справа не защищают от сквозняка.
Самые дешевые, но самые угнетаемые участники дорожного движения — велорикши.
Они не ездят на большие расстояния и передвигаются медленно, но на узких улицах
старого города это единственный разрешенный транспорт. Авто- и велорикши
склонны продолжать торг после прибытия на место назначения, поэтому цену надо
оговаривать заранее.
По материалам сайта
www.mir.afisha.ru
Что смотреть:
Кутб-Минар
К самым замечательным сооружениям древнего периода истории Дели относится
пятиярусная Кутб-Минар (Башня Победы), строительство которой датируется XII
веком н.э. В 1199 г. Кутб-ад-дин соорудил минарет Кутб-Минар, служивший
памятником победы и дополнивший соседнюю ранее построенную мечеть.
Конусообразная пятиярусная башня высотой 72,5 метра построена из красно-желтого
песчаника и украшена великолепным орнаментом и выгравированными изречениями из
Корана.
На территории комплекса Кутб-Минар стоит одно из самых загадочных в мире
сооружений: знаменитая Железная колонна, отлитая в IV веке н.э. Существует
старинное поверье: у того, кто станет спиной к колонне и сведет за ней руки,
исполнится самое заветное желание. Индийцы не случайно наделяют эту колонну
чудодейственной силой: она действительно обладает уникальным свойством -
железо, отлитое 15 веков назад, не ржавеет. Как сумели древние мастера создать
химически чистое железо, которое трудно получить даже в современных
электролитических печах? Как удалось в IV веке отлить металлическую колонну
высотой в 7 метров и толщиной в обхват? Объяснения этому чуду наука не знает.
Некоторые ученые считают Железную колонну редчайшим свидетельством материальной
культуры давно исчезнувшей древней цивилизации, другие склонны видеть в ней
“завещание звездных пришельцев”, зашифрованное послание неведомых существ,
некогда посетивших землю и оставивших эту колонну как “воспоминание о
будущем”
Храм Лакшми-Нарайан
Одной из достопримечательностей Нового Дели является Лакшми-Нарайан - храм из
бело-розового мрамора, посвященный богам Кришне (Нарайане) и его солнцеликой
супруге Лакшми построенный семьей известных промышленников Бирла. Кришна и
Лакшми - покровители любви и семейного счастья - самые популярные божества
индуистской религии. И хотя знатоки традиционной индийской архитектуры склонны
видеть в нарядных башнях, арках, галереях и мраморных скульптурных изваяниях
смешение стилей различных эпох, пронизанный солнечными лучами, сверкающий
яркими красками и позолотой храм создает у посетителей ощущение настоящего
праздника. Храм был построен в начале XX века на пожертвования богатейших людей
страны и освящен в присутствии самого Махатмы Ганди.
Красный Форт
Если в середине XVII века существовал рай на земле, то он был именно
здесь.
Красный форт, или Лал-Кила, обязан своим именем красному песчанику, из которого
выстроены его стены. Длина стены в периметре 2,4 км., а ее высота варьирует от
18 метров со стороны реки до 33 метров со стороны города. Форт был воздвигнут
между 1639 и 1648 годами при могольском правителе Шах-Джахане и знаменит своим
богатством: мрамором, серебром и золотом, а также драгоценной отделкой. Для
разнообразных дворцов и приемных залов использовались при этом более
благородные материалы. С годами многие сокровища исчезли, а некоторые
оригинальные постройки были разрушены. То, что осталось, дает тем не менее
яркое представление об империи Великих Моголов в период расцвета. После смерти
жены, для которой он выстроил Тадж-Махал, Шах-Джахан хотел перенести свою
императорскую резиденцию из Агры в Дели или, точнее, в Новый город, названный
Шахджаханабад. Там он и построил Красный форт - как собственный императорский
город. В планировку каждого могольского двора входили два зала для аудиенций:
"Дивани-Ам" и "Дивани-Кхас". Первый использовался для официальных приемов у
властителя, второй - для частных. Дивани-Ам - это большой, построенный на
цоколе зал, который с трех сторон открыт во внутренние дворы. Здесь можно было
собирать большое количество людей, и прошения подавались правителю публично.
Дивани-Кхас был тем местом, где император частным образом советовался со своими
чиновниками или с иностранными посланниками. Когда-то здесь был просторный
внутренний двор с мраморным полом и потолком из серебра. Шах-Джахан повелел
изготовить для Дивани-Кхас знаменитый "Павлиний трон". Это был предмет, с
необычайной пышностью украшенный драгоценными камнями. На изготовление его
понадобилось семь лет. В 1739 году трон вывезли в Персию. Надпись в Дивани-Кхас
свидетельствует о том, что думал сам Шах-Джахан об этом месте: "Если существует
рай на земле, то он здесь, здесь и только здесь". Когда-то в Красном форте было
шесть королевских дворцов (махал). В Мумтаз-Махале сегодня находится музей.
Другой называется Ранг-Махал (Расписной дворец), но только роспись давно
исчезла. Кхас-Махал состоит из трех частей. Помещения служили, соответственно,
для сна или молитвы, а длинный зал с потолочной и стенной росписью использовали
для приема пищи. Сын и преемник Шах-Джахана, Аурангзеб, построил внутри форта
необыкновенную Моти-Масджид (Жемчужная мечеть). Мечеть и ее дворы относительно
невелики, но их пространственное решение обладает особым обаянием. Невероятно
эффектны интарсии из черного мрамора на основе из белого мрамора. Аркада с
магазинчиками перед ведущими во дворец впечатляющими воротами Лахорэ доступна
для посещения, как и императорские купальни. После восстания 1857 года
значительную часть форта снесли, чтобы освободить место для казарм.
|
|